ВИТАЛИЗМ

ВИТАЛИЗМ (французское — vitalisme, от латинского — vitalis — жизненный, животворный, живой), идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. Витализм берёт начало от первобытного анимизма — представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы витализма обнаруживаются в представлениях крупнейших античных философов: Платона — о бессмертной душе (психее) и Аристотеля — об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механистическому пониманию явлений как неорганического, так и органического мира. В 17 веке появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» — духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале 18 века Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство.В начале 19 века виталистические идеи возродились как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов 18 века. Нематериальное начало жизни Г. Р. Тревиранус назвал жизненной силой (vis vitalis — отсюда и название всего направления). Виталистические взгляды И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму.Во 2-й половине 19 века вульгарный механистический материализм снова сменился волной витализма, названного тогда неовитализмом. Его вдохновителем был X. Дриш, считавший, что сущность жизненных явлений составляет так называемая энтелехия (нечто, в самом себе несущее цель), которая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и др. виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Утверждая несводимость жизни к совокупности химических, физических и механических явлений, отделяя живую природу от неживой, витализм абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения нематериальные факторы. Для витализма характерно игнорирование исторического метода (например, отрицание X. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина).Витализм идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии витализм проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции (например, психоламаркизм, творческая эволюция А. Бергсона и др.). Возрождение время от времени виталистических воззрений связано со сложностью жизненных явлений, нерешённостью тех или иных биологических проблем, реакцией на механистические теории, исходными идеалистическими установками некоторых философов и естествоиспытателей.