ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей обучения — формирование ассоциативных связей, которые могут видоизменяться или разрушаться при изменении условий жизни особи (способность к забыванию не менее важна для обеспечения гибкости и приспособительное поведения, чем само обучение). Основной варианты ассоциативного обучения — условный рефлекс и инструментальный (оперантный) рефлекс. При выработке условного рефлекса любой первоначально нейтральный для животного условный раздражитель (например, звук звонка), неоднократно сочетаясь во времени с естественным безусловным раздражителем (позитивным, например пища, или негативным, например болевое воздействие), становится опережающим сигналом ещё не наступивших жизненно важных событий. При выработке инструментального рефлекса животное должно выполнить ранее несвойственное ему действие, чтобы избежать дискомфорта или получить вознаграждение. Например, крыса учится способом проб и ошибок открывать задвижку, чтобы освободиться. К неассоциативным формам обучения относится привыкание (габитуация); стимул, первоначально вызывающий реакцию особи, постепенно становится незначимым для неё. Например, любой движущийся объект (падающий лист, пролетающая птица) вызывает ориентировочный рефлекс или затаивание у молодого и неопытного животного до тех пор, пока не произойдёт привыкание к такого рода несущественным раздражителям. В процессе ознакомления особи с окружающей обстановкой происходит скрытое (латентное) обучение: крыса, однажды имевшая возможность долго обследовать лабиринт, в последующих экспериментах ориентируется здесь лучше, чем та, которая до опыта находилась в лабиринте лишь короткое время. Особый тип обучения — подражание (имитация), лежащее, например, в основе формирования песни у многих видов птиц. Наиболее устойчивые во времени энграммы возникают в процессе импринтинга. Способность к обучению неодинакова у животных разного филогенетического уровня. Простейшие в лучшем случае способны к привыканию. Для большинства высших беспозвоночных характерна условнорефлекторная деятельность. У головоногих моллюсков вырабатываются инструментальные рефлексы. У позвоночных индивидуальные различия в способности к обучению нередко детерминированы генетически. Генетически обусловленная и развитая воспитанием способность к высшим формам обучения лежит в основе всей рациональной деятельности человека и преемственности многовековой культуры.