КРЕАЦИОНИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ (от латинского creatio — создание), концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения богом. Формирование креационизма в биологии связано с переходом в конце 18 — начале 19 веков к систематическому изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, положившему конец представлениям наивного трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отдельных органов. Сторонники идеи постоянства видов (К. Линней, Ж. Кювье, Ч. Лайель) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а размах их изменчивости под влиянием внутренних и внешних факторов имеет строгие пределы. Линней утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «творения мира». Стремясь снять противоречие между данными об устойчивости современных видов и данными палеонтологии (смена господствующих групп животных на протяжении истории Земли), Кювье создал катастроф теорию. Последователи Кювье придавали этой теории откровенно креационистский характер и насчитывали десятки периодов полного обновления органического мира Земли в результате деятельности творца. Многократные акты творения отдельных видов признавал и Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию дарвинизма, уже с середины 60-х годов 19 века креационизм утратил своё значение в биологии и сохранялся главным образом в философских и религиозных доктринах. В последарвиновский период креационизм претерпел определенные изменения. Если вначале отвергалась идея эволюции на базе прежних доводов о постоянстве видов и аморальности идей о борьбе за существование и происхождении человека от животных, то затем были предприняты попытки ассимилировать идею эволюции с телеологической концепцией о боге как изначальной причине и конечной цели органической эволюции. При этом не оспаривалось происхождение человека от обезьяноподобных предков, но сознание и духовная деятельность человека рассматривались как результат божественного творения (энциклика папы Пия XII). Сторонники «научного креационизма» (большей частью в США) утверждают, что теория эволюции — лишь одно из возможных объяснений существования органического мира, не имеющее фактического обоснования и поэтому сходное с религиозными концепциями.