ИМПРИНТИНГ

ИМПРИНТИНГ (английский imprinting, от imprint — отпечатывать, запечатлевать), запечатление, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внешним стимулам. Основы научной концепции импринтинга заложил в 30-х годах 20 века К. Лоренц, сосредоточивший внимание на половом импринтинге. Он считал, что у птиц способность к правильному опознанию полового партнёра не является всецело врождённой: половое поведение взрослого индивида направлено на особей того вида, с которым он воспитывался в раннем детстве. По К. Лоренцу, половой импринтинг необратим и в этом смысле принципиально отличается от обучения. Однако у уток, например, способность самок к опознанию самца своего вида запрограммирована генетически, а у самцов половой импринтинг во многих случаях обратим. Другой тип импринтинга — выработка так называемой реакции следования. Утята, выращенные в инкубаторе, в возрасте 5–24 сут начинают охотно следовать за любым впервые предъявленным им одушевлённым или неодушевлённым объектом. Этот тип импринтинга обратим: инкубаторные утята, у которых выработан импринтинг на человека, легко переключаются на следование за живой уткой, которую они никогда не видели прежде. К категории импринтинга относят также устойчивое запоминание животным места своего рождения, карты звёздного неба и т. д. Импринтинг возможен лишь на определенном этапе раннего онтогенеза в критический, или чувствительный, период, причём для разных типов импринтинга (половой, реакция следования и т д.) и для стимулов разной модальности (визуальные, акустические, ольфакторные) чувствительные периоды могут не совпадать. Таким образом, импринтинг представляет собой особую форму обучения, происходящего в период созревания сенсорных систем организма.