ЭКОЛОГИЯ

ЭКОЛОГИЯ (от греческого oikos — жилище, местопребывание и ...логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы. Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Основные принципы строения и функционирования различных надорганизменных систем изучает общая экология, в которой можно выделить ряд разделов. Так, в задачи популяционной экологии входит исследование общих закономерностей динамики численности и структуры популяций, а также взаимодействий (конкуренция, хищничество) между популяциями различных видов. Экология сообществ (биоценология) изучает закономерности организации сообществ (биоценозов), их структуру и функционирование, проявляющееся прежде всего как биотический круговорот веществ и трансформация энергии в цепях питания. Исследование экосистем и биогеоценозов также входит в задачи общей экологии, но иногда биогеоценологию считают самостоятельной наукой. Частная экология изучает весь комплекс взаимоотношений со средой организмов какой-либо конкретной таксономической группы (например, экология млекопитающих, экология зайца-беляка). Иногда частную экологию понимают как исследование каких-либо конкретных экосистем или сообществ (например, экология сельскохозяйственных экосистем — агроэкология, экология растительных сообществ — фитоценология). Частью экологии является и гидробиология, изучающая экологию водных организмов и экосистем. Экологию делят также на аутэкологию, изучающую действие различных факторов среды на отдельные виды, и синэкологию, изучающую взаимоотношения организмов, а также различные их совокупности. Термин «Экология» предложен в 1866 г. Э. Геккелем для обозначения «общей науки об отношениях организмов к окружающей среде». Предыстория экологии восходит к трудам многих натуралистов и географов 18–19 вв. Для развития экологии в России большое значение имели работы К. Ф. Рулье (1852) и Н. А. Северцова (1855). В конце 19 — начале 20 вв. исследователи обращали главное внимание на то, как отдельные факторы, преимущественно климатические, влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах (биоценозах) как о некоторых целостных совокупностях взаимосвязанных организмов. Быстро развивалась экология в 20–30-е года 20 века, когда были сформулированы основные задачи изучения популяций и сообществ (Ч. Элтон), предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий (В. Вольтерра, А. Лотка), проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе). В гидробиологии началось в это время строгое количественное изучение превращений вещества и энергии живыми организмами, причём водоёмы трактовались как целостные системы. Представление о комплексах организмов, взаимосвязанных между собой и с окружающей неживой средой, нашло своё отражение и в появлении таких понятий как «экосистема» (А. Тенсли, 1935) и «биогеоценоз» (В. Н. Сукачёв, 1940). К 50-м годам формируется общая экология. Основное внимание исследователей переносится на изучение взаимодействия организмов и структуры образуемых ими систем. Развивается физиологическая и эволюционная экология (С. С. Шварц). В 70-х годах 20 века формируется экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Всё большее распространение в экологии получают количественные методы исследования, чаще используются эксперименты (не только лабораторные, но и в природе) и математические модели. Во 2-й половине 20 века в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (так называемым «экологическим кризисом»), необходимостью проведения широкомасштабных природоохранных мероприятий резко возрастает практическое значение экологии, происходит «экологизация» многих естественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходимым при решении производственных, научно-технических, демографических и других задач.