ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ, теория эволюции, наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов. Эволюционное учение служит теоретической основой биологии и обобщает результаты, полученные частными биологическими науками. Первый этап развития эволюционного учения связан с деятельностью античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе об исторических преобразованиях организмов. Для этого этапа был характерен умозрительный подход к изучению природы. Дальнейшее развитие эволюционного учения в рамках этого подхода продолжали передовые философы и естествоиспытатели 17 — нач. 19 вв., сторонники трансформизма (Р. Гук, Э. Дарвин, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Илер, И. В. Гёте и К. Ф. Рулье). Трансформисты не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции, однако на этом этапе яснее стал круг основных проблем эволюционного учения: сущность и причины эволюции организмов, причины целесообразного устройства и многообразия форм организмов, сходств и различий между разными видами, а также причины прогрессивной эволюции и одновременного существования групп, достигших разной высоты организации, причины вымирания отдельных видов и групп. Осознание этих проблем и рост научных знаний подготовили новый исторический этап эволюционного учения — формирование первых концепций эволюции. Создателем первой из них был Ж. Б. Ламарк. Его концепция (1809), получившая затем название ламаркизма, носила в целом ещё умозрительный характер (основывалась на ряде постулатов), а объяснение прогрессивной и приспособительной эволюции изначальными свойствами организмов было телеологично и метафизично. Создание Ч. Дарвином эволюционной теории (1859) поставило эволюционное учение на научную основу. Дарвин открыл движущие силы эволюции организмов — борьбу за существование и вытекающий из неё естественный отбор, впервые дал научное материалистическое решение основных проблем эволюционного учения. Одновременно с распространением дарвинизма возникла и реакция на него — сторонники идеалистической и телеологической концепций во 2-й половине 19 века воскресили (часто в видоизменённом виде) отдельные положения ламаркизма. Однако дарвинизм, получая со временем новые подтверждения и доказательства, приобрёл практически всеобщее признание. В последарвиновский период, основным содержанием которого стал анализ механизмов и закономерностей эволюции, в разработку эволюционного учения внесли вклад многие учёные: В.О. Ковалевский, А. Вейсман, Т. Морган, А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен, Н.И. Вавилов, Ф. Добржанский, С.С. Четвериков, Р. Фишер, Дж.Б.С. Холдейн, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Э. Майр, Дж. Хаксли, Дж. Симпсон и многие другие. С позиций современного эволюционного учения важнейшими факторами эволюции являются мутации и естественный отбор. Совокупность этих факторов необходима и достаточна для осуществления эволюционного процесса. Отбор непосредственно воздействует на фенотипы организмов; в результате отбираются не отдельные признаки и аллели, а целые генотипы, обладающие определенной нормой реакции.

Элементарными единицами эволюции являются популяции. В генетическом отношении эволюция сводится к направленным изменениям генофондов популяций (микроэволюция). В зависимости от характера изменений внешних условий на популяции могут действовать разные формы отбора — движущий, дизруптивный и стабилизирующий. Отбор действует на всех стадиях онтогенеза особей данного вида; филогенез представляет собой генетический ряд онтогенезов. Макроэволюция — результат интеграции микроэволюционных процессов в широкой исторической перспективе. В макроэволюции проявляются общие закономерности и направления филогенеза. Направления эволюционных преобразований конкретных групп организмов определяются, помимо естественного отбора, также системами эволюционных ограничений и запретов, накладываемых особенностями организации данного вида (его генетические системы, онтогенеза и фенотипа). Комплекс представлений о микро- и макроэволюции, сложившихся в 30-х гг. 20 в., называется синтетической теорией эволюции. Современное эволюционное учение (как наука об эволюции) включает также разделы, связанные с историей развития эволюционных взглядов, различные новые эволюционные гипотезы и концепции (в том числе и не признающие естественный отбор в качестве главного эволюционного фактора). Ныне эволюционное учение находится на пороге нового этапа своего развития, главная задача которого — познание механизмов эволюционных процессов, что позволит предсказывать конкретные возможности эволюционного преобразований организмов и на этой основе управлять эволюционным процессом.